ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРОДУКТОВ ЗДОРОВЬЯ КОРПОРАЦИИ ВИТАМАКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
И. Я. Конь, Н. М. Шилина, НИИ питания РАМН, г. Москва
Системные продукты здоровья, широко используемые в питании взрослых людей как эффективные средства укрепления здоровья, постепенно находят в нашей стране все большее распространение и среди детей. Это обусловлено необходимостью повышения неспецифической резистентности детского организма в условиях прогрессирующего экологического и социально - экономического неблагополучия в нашей стране, сопряженных с невозможностью соблюсти баланс между адекватной обеспеченностью витаминами и оптимальной калорийностью рациона. Для рационального и эффективного использования биологически активных пищевых добавок необходимо принимать во внимание физиологические и метаболические особенности детского организма и возрастные особенности физиологических и фармакологических эффектов биологически активных добавок, в частности, незрелость систем метаболизма ксенобиотиков у детей раннего возраста, и их повышенную чувствительность к действию различных лекарственных веществ, физиологически активных соединений и токсичных агентов; лабильность их гормонального и иммунного статуса и, вследствие этого, возможность нарушений их регуляции под влиянием биологически активных веществ.
Накопленный за последние годы опыт позволяет разделить эту проблему на 2 части:
а) использование системных продуктов здоровья в раннем возрасте, и в первую очередь у детей 1 года жизни в составе заменителей женского молока;
б) использование системных продуктов здоровья в питании детей дошкольного и школьного возраста.
Биологически активные пищевые добавки, обозначаемые понятием нутрицевтики, фактически давно и широко используются в питании годовалых детей в качестве минорных компонентов заменителей женского молока. К ним относятся, в частности, весь спектр водои жирорастворимых витаминов и витаминоподобных соединений и ряд микроэлементов (Fe, Zn, Cu, Mn, I), к которым в последние годы были добавлены защитные факторы лизоцим и лактоферрин, условно эссенциальная для годовалых детей аминокислота - гаурин, витаминоподобное соединение карнитин; омега-3 жирные кислоты; нуклеотиды; селен.
Чрезвычайно актуальной остается проблема обогащения заменителей женского молока более эффективными бифидогенными факторами в сочетании с обогащением самими жизнеспособными бифидобактернями молочных и кисломолочных продуктов.
Весьма важной задачей, тесно связанной с питанием годовалых детей, является использование нутрицевтиков для стимуляции лактации у кормящих матерей. Среди таких добавок успешно испытаны витамины, некоторые аминокислоты, а также природные фитолактогены. Опыт применения системных продуктов здоровья у дошкольников и школьников включает использование различных витаминов и минеральных солей (Са, Fe) для замещения дефицита этих нутриентов в питании. Вместе с тем, изучены эффекты (в том числе в составе продуктов) пищевых добавок, проявляющих неспецифический радиозащитный и антитоксический эффекты (альгипаты, пектиновые вещества и другие растительные волокна; антиоксиданты, включая витамины А, Е и С, бета - каротин, дегидрокверцетин; минеральные соли и микроэлементы (К, Са, Se). Учитывая неблагоприятную экологическую ситуацию и сниженный уровень здоровья современных детей, значительный интерес представляет дальнейший поиск новых и использование имеющихся эффективных нутрицевтиков - иммуно стимулятор о в для профилактики ряда заболеваний дошкольного и школьного возраста. Среди них - витамины А и С, гидролизаты дрожжей (аммивит), алоэ, другие фитопрепараты - такие, как катехины, лейкоантоцианидины и другие представители растительных фенолов, обладающие Р - витаминной активностью и антиоксидантными свойствами, фитомеланины. Несомненный интерес представляет также объективная и строго научная оценка эффективности у дошкольников и школьников комплексных препаратов типа мультивитаминных и минеральных коктейлей и т.п., как средств для профилактики и лечения различных заболеваний. При этом чрезвычайно актуальной и нерешенной остается проблема оценки (в том числе количественной) физиологического действия пищевых добавок, в первую очередь, парафармацевтиков, и исключение возможности внедрения в детскую практику пищевых добавок, обладающих токсическим, канцерогенным и другими неблагоприятными эффектами.
|